Питання до іспиту

1.Предмет генетики. Методы генетики.

2.История развития генетики до 1950 г.

3.История развития генетикис 1950 по наст. время.

4.ДНК - носитель наследственной информации. Состав, строение.

5.Строение хромосом.

6.Политенные хромосомы. Хромосомы типа «ламповых щеток».

7.Клеточный цикл. Митоз.

8.Мейоз.

9.Гаметогенез у животных и растений.

10.Генетический анализ. Доминирование. Гипотеза «чистоты гамет». 1 и 2 законы Менделя.

11.Неполное доминирование. Кодоминирование. Множественный аллелизм.

12.Закон независимого наследования. Отклонения от законов Менделя.

13.Комплементарность.

14.Эпистаз.

15.Полимерия. Количественные признаки.

16.Варьирующее проявление генов. Гены-модификаторы. Норма реакции.

17.Плейотропия, экспрессивность.

18.Определение пола. Зависимые от пола признаки и признаки, ограниченные полом.Переопределение пола.

19.Наследование, сцепленное с полом.

20.Нерасхождение половых хромосом. Балансовая теория определения пола.

21.Гинандроморфы.Особенности х- и у-хромосом. Компенсация доз генов.

22.Сцепление генов. Кроссинговер.

23.Механизм кроссинговера.

24.Хромосомная теория Моргана. Генетическое картирование.

25.Двойной кроссинговер. Интерференция.

26.Цитологическое доказательство кроссинговера.

27.Соматический (митотический) кроссинговер. Регуляция кроссинговера.

28.Нехромосомное наследование. Критерии. Материнский эффект или предетерминация цитоплазмы.

29.Пластомное и хондриомное наследование. Эндосимбионты.

30.Цитоплазматическая мужская стерильность у растений.

31.Классификация изменчивости. Мутации и модификации, их отличия.

32.Модификационная изменчивость. Морфозы, фенокопии.

33.Мутации. Мутационная теория Г. Де Фриза. Классификация мутаций.

34.Спонтанные и индуцированные мутации. Гены- мутаторы и гены- антимутаторы.

35.Прямые, обратные и супрессорные мутации. Нонсенс и мисенс- мутации. Рецессивные и доминантные мутации.

36.Генеративные и соматические мутации. Мозаицизм. Морфологичесике, физиологические и биохимические мутации. Условно летальные мутации.

37.Генные (точковые) мутации.

38.Хромосомные мутации. Делеции, дефишенси, дупликации, инверсии.

39.Транслокации. Транспозиции. Мигрирующие генетические элементы.

40.Перестройки, изменяющие количество хромосом.

41.Анеуплоидия.

42.Полиплоидия. Авто- и аллополиплоидия.

43.Гаплоидия.

44.Механизмы спонтанного та индуцированного мутагенеза.

45.Химические мутагены.

46.Генетическая инженерия. Трансгенные организмы.

47.Введение генов в растительные клетки. Векторы. Введение ДНК в клетки растений с помощью Ti- и Ri-плазмид.

48.Выделение генов. Экспрессия генетического материала в трансгенных растениях. Маркеры.

49.Достижения генной инженерии растений. Улучшение качества запасных белков, жиров, полисахаридов.

50.Достижения генной инженерии растений. Создание гербицидоустойчивых растений.

51.Достижения генной инженерии растений. Создание растений, устойчивых к патогенам и вредителям.

52.Достижения генной инженерии растений. Повышение устойчивости растений к стрессовым условиям.

53.Достижения генной инженерии растений. Повышение эффективности биологической азотфиксации. Повышение эффективности фотосинтеза.

54.Достижения генной инженерии растений. Получение растений с новыми свойствами.

55.Проблемы биобезопасности трансгенных растений

56.Критерии оценки риска трансгенных растений.

57.История понятия «популяция».

58.Генетическая структура популяции

59.Закон Харди-Вайнберга - основной закон популяционной генетики

60.Выполнение закона Харди-Вайнберга в природных популяциях. Практическое значение закона Харди-Вайнберга

61.В одній сім'ї у карооких батьків є четверо дітей. Двоєблакитнооких мають І таIVгрупи крови, двоє карооких - з ІІ та IIIгрупамикрові.Карийколір очей(С) домінує над блакитним (с) іобумовлений аутосомним геном. Визначтегенотипи батьків.

  1. У томатів червоний колір плодів домінує над жовтим кольором, а кругла форма плоду - над грушоподібною. В результаті схрещування гетерозиготних за двома генами рослин із рослинами, які мають жовті та грушоподібні плоди отримано 280 нащадків. Скільки з них будуть мати жовті круглі плоди?
  2. Існує два види сліпоти і кожний визначається своїм рецесивним аутосомним геном. Гени знаходяться в різних парах хромосом. Яка ймовірність того, що дитина народиться сліпою, якщо батько і мати його страждають різними видами спадкової сліпоти, а по іншій парі генів сліпоти гетерозиготні?
  3. При схрещуванні рослин гороху, які мали темно-фіолетове забарвлення незрілих бобів з рослиною з бобами зеленого кольору у першому поколінні отримали темно-фіолетові боби. В другому поколінні відбулося розщеплення: 58 темно-фіолетових та 37 зелених. Яке розщепленняможна очікувати у аналізуючому схрещуваннігібридів першого покоління?В популяції великої рогатої худоби 4169 особинмали червоне забарвлення, 3780 чале и 756 біле. Визначте співвідношення алелів генотипів в F3 цієї популяції за умови панміксії (чале забарвленнямають особини, гетерозиготні по алелям червоного та білого забарвлення).
  4. В популяції 18% особин мають групу крові М. Визначте, який відсоток особин з групами крові N таMN можна очикувати в цій популяції при панміксії.
  5. В аналізуючому схрещуванні тригетерозиготи отримали роз­щеплення: аbс-66, аbС-3, аВС-19, АbС-11, аВс-14, Аbс-16, АВс-2, АВС-69. Які відстані між генами?
  6. Припустимо, що хвороба визначаються рецесивним аутосомним
    геном, пенетрантність якого у гомозигот - 50%, а у гетерозигот - 25%. Яка
    ймовірність захворювання у дітей, якщо один з батьків є гетерозиготним носієм гену?
  7. При скрещивании растения лука с желтыми луковицами (№ 1) с двумя растениями, имевшими белые луковицы (№ 2 и № 3), были получены следующие результаты:

от скрещивания растений № 1 и № 2 в F. все растения с желтыми, а в F2 - 54 с желтыми и 15 с белыми луковицами;

от скрещивания растений № 1 и № 3 в Fi все растения с красными, а в F2 - 71 с желтыми, 89 с белыми и 195 с красными луковицами.

  1. Объясните результаты, определите генотипы исходных растений. У человека катаракта и многопалость вызываются доминантными аллелями двух сцепленных генов. Здоровая женщина выходит замуж за мужчину, страдающего этими признаками (многопалость унаследовалот отца, а катаракту от матери). Оцените вероятность того, что их ребенок будет: а) одновременно страдать обеими анамалиями; б) страдать одной из двух аномалий; в) полностью здоров? Допустите, что кроссинговер не происходит.
  2. В браке здоровых родителей родился сын - альбинос (аутосомнорецессивный признак), страдающий гемофилией. Определите вероятные генотипы родителей, а также оцените вероятность рождения второго сына здоровым?
  3. У томатов пурпурная окраска стебля доминирует над зеленой, а рассеченные листья над цельнокрайними ("картофелелистность"). При скрещивании растений томата с пурпурными стеблями и рассеченными листьями с растениями, имеющими зеленые стебли и рассеченные листья, получили 321 растение с пурпурным стеблем и рассеченными листьями, 101 растение с пурпурным стеблем и цельнокрайними листьями, 310 растений с зеленым стеблем и рассеченными листьями и 107 растений с зеленым стеблем и цельнокрайними листьями. Объясните результаты, определите генотипы исходных растений
  4. Талассемия - не полностью доминантный аутосомный признак (гомозиготы почти всегда погибают). Дальтонизм - рецессивен, сцеплен с Х - хромосомой. Дигетерозигонтая женщина вступает в брак с мужчиной, страдающим легкой формой талассемии, но с нормальным зрением. Какова вероятность рождения полностью здоровых детей в этой семье?
  5. При скрещивании растений львиного зева с красными пилорическими (правильными) цветками с растениями, имеющими желтые зигоморфные (неправильные) цветки, в первом поколении все растения имели розовые зигоморфные цветки, а во втором:

39с красными зигоморфными,

94с розовыми зигоморфными,

45с желтыми зигоморфными,

15с красными пилорическими,

28с розовыми пилорическими,

13с желтыми пилорическими
234Как наследуются признаки? Определите генотипы исходных растений.

  1. При самоопылении зеленого растения гороха было получено 544 зеленых и 45 светло-зеленых растений. Объясните расщепление, определите генотип исходного растения. Как можно использовать мутантные растения для дальнейшей селекционной работы, если они окажутся жизнеспособными?
  2. При скрещивании высокого растения томата с грушевидными плодами с карликовым растением с шаровидными плодами в F1все растения оказались высокими с шаровидными плодами. Какое расщепление должно произойти в F2, если все признаки контролируются моногенно, гены локализованы в одной хромосоме и расстояние между ними 16% кроссинговера?

Last modified: Friday, 17 October 2014, 4:56 PM