Завдання 6. Письмова контрольна робота

Контрольная работа

Обобщаем и упрощаем данные

В этом упражнении мы будем работать с докладом ЮНИСЕФ «Положение детей в
Кыргызской Республике». Здоровье детей измеряется по большому количеству показателей,
причем результаты варьируются в зависимости от дохода семьи, места проживания и других
факторов. Чем больше факторов и источников данных мы примем во внимание, тем более полное
представление о детском здоровье в стране получат читатели.

Упрощаем процентные показатели

В результатах исследований данные, как правило, представлены в обезличенном виде, в
процентах. Читателям сложно совместить проценты с объектом исследования. Поэтому старайтесь
упростить процентный показатель и перевести его в долю (четверть, треть) или в количество
человек на тысячу населения. Тогда у аудитории будет понимание, скольких человек в обществе
коснулась та или иная проблема. Упростить цифры помогает наибольший общий делитель — самое  большое число, на которое делится без остатка и числитель, и знаменатель дроби — то есть и само процентное значение, и общая сумма (100 %).

Учимся работать с процентными показателями

Как преобразовывать проценты?

33% = 33/100 = 3/10 (разделите и числитель, и знаменатель на 3) = ⅓
75% = 75/100 (разделите и числитель, и знаменатель на 25) = ¾
Пример

Процент

Доля

Доля в группе населения

В 2006 году показатель по
отставанию в росте вырос почти  до 25 процентов среди детей до трех лет

Одна четверть детей до трех лет
отстает в росте

Каждый четвертый ребенок
до трех лет отстает в росте

В беднейшем слое населения
только 60,1 процента женщин
получают квалифицированную
медицинскую помощь при
родах

Только три пятых от общего
количества женщин в
беднейшем слое населения
получают квалифицированную
квалифицированную
медицинскую помощь при
родах

Только три из пяти женщин в
беднейшем слое населения
получают
квалифицированную
медицинскую помощь при
родах.


Упражнение №1:    Упрощаем    процентные показатели

Упростите следующие  высказывания, в которых данные приведены в виде процентов, используя долю и долю от населения.

• Исследование, проведенное в Таласской области в 2008 году, показало, что около 50 процентов детей  в возрасте до 5 лет и 25 процентов      матерей страдают от анемии.        

• В 2006 году более 5 процентов детей в стране родились с малым весом. В Нарынской области этот показатель составил 10 процентов.

• Диарейные заболевания являются одной из основных причин смертности среди детей в    Кыргызстане.     Исследование 2006 года    показывает, что лишь при лечении 20 процентов детей  из числа тех, кто заболел диареей в предыдущие две недели, использовалась пероральная регидратация.

Считаем доли
Доли от группы населения удобно использовать, когда нужно упростить процентный
показател
ь.

Чтобы посчитать, какую часть населения касается та или иная проблема, разделите
общее количество людей в выборке на количество людей, затронутых проблемой — в результате вы получите долю от выборки, затронутую проблемой.

Пример

Факт: «Недостаточное питание является в Кыргызстане основной причиной смертности
детей до 5 лет (в 22 процентах случаев)».
Переведем процентный показатель в долю от всех умерших детей до 5 лет:
22% = 22/100
Теперь разделим общее число (то есть, 100) на количество детей из этого количества,
затронутых проблемой (то есть 22), получается 100/22=4,55
На основе этих вычислений можно сказать, что 1 из 4,55 детей умирает от недостаточного
питания.
Но так как 4,55 — не целое число, поэтому умножим все на 2 и округлим до целого.
«Двое из девяти умерших детей в Кыргызстане умирают от недостаточного питания».

Упражнение №2: Считаем доли от групп населения

Упростите следующие высказывания, посчитав долю от населения.
● В Кыргызстане только 31,5 процента новорожденных находятся на исключительно
грудном вскармливании и лишь 37,5 процентов получают полноценное питание.
● По данным 2006 года, 11,8 процента населения не имели доступа к чистой питьевой воде.
● В 1996 году у 14 процентов детей в возрасте до 5 лет наблюдалось отставание в росте.

Сравниваем показатели
Сравним два высказывания, в которых содержатся процентные показатели, и перепишем их так, чтобы читателям была понятна эта информация.


Как упростить следующие два высказывания:
• Показатель отставания в росте у детей в сельских регионах — 15,7 процента
• Показатель отставания в росте у детей из городов — 10,4 процента

Чтобы сделать это, переведем проценты в простые дроби:
● 15,7% = 16/100 = 4/25

● 10,4% = 10/100 = 1/10

Теперь мы можем сказать:
● Четверо из 25 детей в сельских регионах отстают в развитии
● Один ребенок из десяти детей, живущих в городе, отстает в развитии

Можно упростить эти высказывания еще больше, приведя оба к общему знаменателю:
● 8 из 50 детей, растущих в сельской местности, отстают в развитии

Упражнение №3. Сравниваем показатели
Упростите и сравните данные, которые представлены в следующем виде:

1.     В Ошской области наблюдается особенно высокий уровень родов с осложнениями из-за
анемии — 67,1 процента в 2008 году и 71,2 процента в 2009 году.

2. Показатели отставания в росте выше у детей в сельских регионах (15,7 процента) по
сравнению с городом (10,8 процента).

Упражнение № 4: Округляем значения
Из-за больших, сложных чисел аудитория может потерять интерес к репортажу.
Используйте округленные, упрощенные значения, чтобы люди легко представляли себе объем и
масштаб показателя, не путаясь в цифрах.

Примеры

Исходные значения

Округленные значения

Население Украины 45,49 миллиона человек

В Украине проживает более 45 миллионов
человек

Уровень рождаемости в Молдове — 1,46

Женщины в Молдове рожают, как правило,
одного или двух детей


Задание
Найдите показатели населения и уровня рождаемости по своей стране и перепишите их в упрощенном виде.

Упражнение № 5: сравниваем значения

Используя пройденные методы упрощения данных, перепишите следующую информацию  в понятном широкой аудитории виде.

Проверьте:

• Все ли индикаторы вам понятны? Понятны ли они      аудитории?

• Нужны ли дополнительные данные или информация, чтобы целиком раскрыть проблему?

Если да, то что это за информация/данные?

Примеры

1. «В Армении остро стоит проблема детского недоедания»

https://iwpr.net/ru/global-voices/%D0%B2-%D0%B0%D1%80%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8-%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE-%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B8%D1%82-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%B0-%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BD%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F

«По последним данным исследования, которое проводится     в Армении каждые 5   лет, в   2010 г. 19% детей обнаружился замедленный рост    развития. Причем среди детей, живущих в сельской местности, был зафиксирован рекордный, 22-% показатель, превышающий статистику, наблюдаемую у городских детей (17%). Эксперты связывают столь  тревожные показатели не только с бедностью, но и низкой осведомленностью населения о правильном режиме детского питания. Согласно данным национальной статистической службы за 2012 год, почти каждый третий житель Армении живет в нужде,  а по результатам исследования,           проведенного Армянским фондом помощи в 2013 году, в Тавушской области среди 16 процентов детей в возрасте до 6 лет наблюдаются замедленные темпы роста, еще у 19 процентов      страдают от малокровия».

2. «Здоровье детей Украины: актуальные проблемы и пути их решения»

https://deti.health-ua.org/faq/infekcionnye-zabolevaniya-u-detej/229.html

 «Заведующая           кафедрой неонатологии КМАПО им.        П.Л.            Шупика, доктор медицинских наук,         профессор, главный внештатный специалист     по неонатологии МЗ Украины Елизавета Евгеньевна Шунько остановилась на основных проблемах и достижениях неонатологии:

«На протяжении последних лет в Украине наблюдается явная тенденция к снижению младенческой и неонатальной смертности. Так, в 2003 году перинатальная смертность составила 8,3‰ (в 2002 году – 8,6), неонатальная смертность – 5,3‰ (в 2002 году – 5,8), ранняя неонатальная смертность – 3,6‰ (в 2002 году – 3,9), постнеонатальная смертность – 4,4‰ (в 2002 году – 4,7)». 

3. «Распространенность анемии у детей в возрасте 6-59 месяцев, Молдова, 2012 год»

4. Проанализируйте показатели младенческой смертности и смертности детей за 1996 год  в вашей стране и сравните с показателями в других странах.

Эти данные приведены в докладе «Кормление и питание грудных детей и детей раннего возраста». C какими показателями уместно сопоставлять показатели вашей страны?

5. Найдите данные по любому из показателей детского здоровья по вашей стране/региону  и напишите об этом один абзац текста, предназначенного для широкой аудитории.  Для поиска данных воспользуйтесь данными http://www.who.int/ru/

Найденные показатели:

Источник:

Текст: